Христианская газета церкви "Свет жизни" г. Полтава

Газета 'Христианин'
Рубрики
Наша церковь
Молитва покаяния
Ссылки
Статистика
Баннеры
Асоціація Новомедіа Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Система Orphus

О КНУТАХ И ПРЯНИКАХ ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ как наказывать детей?

Нет ли у вас чего-нибудь по психологии воспитания детей от 3 до 12 лет? — Ремень солдатский, кожаный, в хорошем состоянии.
МАМИН УРОК
Припоминаю историю из своего детства. Однажды мы с мамой, а мне было тогда лет шесть-семь, шли по городу. Стояло лето, и на улице вовсю торговали мороженым. Очень уж мне хотелось полакомиться этой вкуснятиной. Но на все просьбы купить мне эскимо на палочке мама отвечала категоричным отказом: «Доченька, ты всего лишь неделю как выздоровела от простуды. Тебе сейчас нельзя есть мороженое!»
Ах, так! Я хочу, а мне не дают! Вырвав свою руку из маминой, я что есть духу побежала вперёд. Слёзы застилали мне глаза, я была обижена на весь белый свет. Вот убегу сейчас – будут знать! Ещё пару шагов – и я выбежала бы на дорогу, по которой туда-сюда сновали машины… Слава Богу, мама вовремя догнала меня и за шиворот оттащила от проезжей части. Ни слова не говоря, она взяла меня за руку и потащила за ближайшие кусты. Отломила хорошую розгу и пару раз как следует прошлась мне по мягкому месту, приговаривая при этом, что родителей надо слушать, а делать так, как я сделала, нельзя. Этот урок я запомнила на всю жизнь. И с тех пор никогда больше не пыталась отставать свои интересы, устраивая марафонские забеги.
ПОСЕЕШЬ ВЕТЕР – ПОЖНЁШЬ БУРЮ
На протяжении вот уже многих лет психологи, педагоги дискутируют на тему «Наказывать детей или нет?». Зачастую в этом споре побеждает теория вседозволенности. Мол, не надо травмировать детские души наказанием, прививая им те или иные нормы поведения. Пока маленькие – пусть делают, что хотят, а когда вырастут, тогда сами и разберутся, что хорошо, а что плохо. Но, увы, практика показывает обратное: если ребёнку с малых лет внушали, что он пуп земли и ему дозволено всё, то, повзрослев, он почти никогда не меняет свои эгоистические взгляды, а ещё больше утверждается в них. Воспитание без должной дисциплины привело к тому, что преступность среди подростков резко возросла, а уважение к закону упало. Распущенное поведение многих молодых людей повергает взрослых в шок: «Ай-яй-яй, почему мой сын стал таким?! Дочка грубит и ругается со мной, почему?! Ведь мы жили ради них! Так любили, что даже ни разу пальцем не тронули!»
Многие родители боятся наказывать своих детей, искренне считая, что наказание приуменьшит в глазах ребёнка их любовь. Это печальное заблуждение. Когда взрослые отказываются принять вызов подрастающего поколения, как бы не замечая непослушания, в их отношениях что-то меняется. В ребёнке зарождается неуважение к матери или отцу, ощущение того, что они не достойны его любви и преданности. На каком-то подсознательном уровне он недоумевает: почему ему позволяют делать такие опасные вещи, если его действительно любят? И тут вскрывается парадокс детского сознания: дети хотят подчиняться своим родителям — при условии, что те заслужат право «командовать» ими. Выходит, на самом-то деле дисциплина и её неотъемлемая часть, наказание, — составные любви. Много веков назад царь Соломон написал в своих притчах: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13:24). Слово «дисциплина» происходит от латинского слова “discere” и означает «учиться». Библия неоднократно говорит о дисциплине как об эффективном стимуле в процессе обучения: «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Прит. 13:24). Дисциплину изобрели не плохие родители, которым нужен был повод, чтобы сорвать свою злость на детях. Дисциплину изобрел Сам Бог, чтобы мы могли воспитать своих детей хорошо приспособленными к взрослой жизни, уважающими родителей и законы общества, в котором живут. Неопределённые границы поведения, нечёткие стандарты жизни порождают в маленьких личностях чувство неуверенности. В дальнейшем, руководствуясь им, дети будут противиться любым правилам, которые родители или общество попытаются им предложить.
НАКАЗЫВАТЬ. НО КАК?
Наказывать детей нужно с умом.
Вот несколько правил, которых, по совету христианских психологов, следует придерживаться, приучая к дисциплине своих любимых и ненаглядных детей.
Правило первое. Устанавливайте чёткие рамки поведения.
Эти границы должны быть установлены конкретно и бесповоротно. Если сегодня вы говорите, что в гостиной есть нельзя, а на следующий день разрешаете, то тем самым создаёте путаницу в голове ребёнка: «Иногда можно, иногда нельзя, — смотря какое настроение у родителей». В результате, запутавшись, ребёнок будет делать, что захочет, и останется весьма недоволен (вполне оправданно) и даже обижен, если вы накажете его за то, что в другое время сходило ему с рук. Пусть ваше «да» будет означать только «да», а «нет» — «нет». Иначе как вы сможете научить ребёнка, что можно делать, а чего нельзя?
Правило второе. Отличайте своеволие от детской безответственности.
Ребёнка нельзя наказывать за поступки, в которых нет злостного непослушания. Если он забыл накормить собаку, вынести мусор или потерял свой велосипед, это типичное для детей поведение. Вероятней всего, здесь действует механизм защиты незрелого детского сознания от забот взрослой жизни. Поэтому будьте сдержаны, когда в этих вопросах учите его уму-разуму.
Правило третье. Будьте постоянны и единодушны со своим супругом или супругой во всех дисциплинарных вопросах.
Если вы не сможете быстро придти к единству в вопросах дисциплины, ваши дети быстро поймут это и воспользуются ситуацией, делая то, что им вздумается, а ваш родительский авторитет будет подорван. Принцип, которому необходимо следовать:если один из родителей установил для ребёнка правило, что можно делать, а чего нельзя, другому родителю лучше поддержать его. Если ваш супруг или супруга принимает решение, с которым вы не согласны, то не стоит его оспаривать при детях. Лучше потом с глазу на глаз переговорить с мужем или женой и обсудить всё, с чем вы не согласны. И уж ни в коем случае нельзя доводить ваш спор до скандала на очах ваших детей.
Правило четвёртое. Не стоит наказывать детей при посторонних людях.
Цель дисциплины – помочь процессу обучения, развить понимание добра и зла, а отнюдь не унизить или оскорбить ребёнка (именно это происходит, когда родители наказывают детей прилюдно). Пусть выяснение отношений будет только вашим с ребёнком делом. Если ребёнок закапризничал в гостях, отведите его в другую комнату и объясните, как себя следует вести. Если конфликт случился на улице, по возможности найдите какое-нибудь безлюдное место и там выясните отношения.
Правило пятое. Покажите, что вас огорчает поступок ребёнка.
Это не означает, что нужно причитать и стонать каждый раз, когда вам нужно отшлёпать проказника. Несколько минут молчаливого размышления помогут ребёнку понять, что случилось, и осознать серьёзность своего проступка. Необходимо дать ребёнку понять, что отвергают не его самого, а лишь его неблаговидный проступок. Обязательно объясните своим детям, за что они наказаны, и напомните, как следует поступать, чтобы такого больше не повторилось.
Правило шестое. Наказывайте так, чтобы ребёнок понял, что его наказывают.
Если ребёнок понимает, что от него хотят, он должен отвечать за свои поступки соответственно этому пониманию. Когда детям и родителям случается вступать в лобовую конфронтацию, крайне важно, чтобы взрослый побеждал уверенно и решительно. Когда старший постоянно проигрывает сражения, ударяясь то в слёзы, то в крик, его образ в глазах детей претерпевает роковые перемены. Из надёжного руководителя он превращается в бесхребетную медузу, не достойную послушания.
Если приходится прибегать к физическому наказанию, оно должно быть ощутимым, чтобы урок запомнился надолго. Не стоит бить ребёнка рукой. Рука, вытирающая слёзы и обнимающая ребёнка, не должна ассоциироваться с орудием наказания. Воспользуйтесь розгой, ремнём или ещё чем-либо, чтобы ребёнок мог почувствовать боль, но это не нанесло ему вреда.
Правило седьмое. Дайте ребёнку вволю излить свои чувства и потом поговорите с ним.
Не стоит, наказав ребёнка, говорить ему что-то вроде «Перестань плакать, а то опять получишь». Дайте ему примириться со своим поражением. Когда он перестанет плакать, поговорите с ним. Покрепче обнимите и обязательно скажите, что любите его. При этом ещё раз объясните, за что он был наказан. Крайне важно в такой момент помолиться вместе с ребёнком, признавая, что все мы грешны перед Богом и нет на свете ни одного совершенного человека. Чувство, что Господь прощает вас, — это изумительное переживание, испытать его может и маленький ребёнок.
Правило восьмое. Наказание должно соответствовать возрасту и поступку.
Представьте себе, как мать пытается отшлёпать свою шестнадцатилетнюю дочку. Курьёзно, правда? Библия советует построже воспитывать детей, пока они маленькие, чтобы потом с ними не было больших проблем. В воспитании подростков наказание может принимать форму запрета пользоваться чем-либо или идти куда-либо, или заниматься каким-либо делом.
Правило девятое. Не требуйте невозможного.
Вы должны быть абсолютно уверены, что ваш ребёнок действительно в состоянии выполнить то, что вы от него требуете. Требование невозможного – источник неразрешимых конфликтов.
И напоследок.
Формула «родитель всегда прав», увы, не всегда работает. Мы люди, и нам свойственно ошибаться. Если так получилось, что вы наказали своего ребёнка незаслуженно, признайтесь в этом и себе, и ему. Поверьте, от этого ваш авторитет не только не пострадает, но скорее наоборот, укрепится. И ещё. Чаще всего дети отказываются быть послушными, если видят, что их родители сами не дисциплинированны. Нам необходимо научиться контролировать и ограничивать себя в тех или иных вещах, прежде чем требовать этого от своих детей.
Светлана Васильева. При подготовке статьи были использованы материалы книг доктора Джеймса Добсона

Copyright © «LOL.Poltava.ua» - 2008