Христианская газета церкви "Свет жизни" г. Полтава

Газета 'Христианин'
Рубрики
Наша церковь
Молитва покаяния
Ссылки
Статистика
Баннеры
Асоціація Новомедіа Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Система Orphus

УЧУСЬ БЛАГОДАРНОСТИ... УЧУСЬ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ ВСЕМ

Каждый век рождает своих героев. И, безусловно, ярчайшей личностью 18 века в истории украинской церкви был Григорий Саввич Сковорода. В широких кругах он характеризуется как великий украинский философ-гуманист и просветитель, выдающийся поэт 18 века. Но при этом забывается, что Григорий Саввич пренебрег высоким положением ученого и философа, которое мог бы по праву занять, и избрал другой путь: двадцать пять лет своей жизни он провел в странствиях с одной флейтой и Библией в руках.

Сковорода был чрезвычайно популярен среди крестьян, которым преимущественно и адресовано его творчество и его слово. Очень высоко ценили его и духоборы, особенно поэзию, в которой находили выражение своих религиозных взглядов. Но, видимо, уже при жизни Григория Саввича у духоборов проявились тенденции к замыканию в самих себе. А для Сковороды главным смыслом жизни было благовестие, в котором он видел любовь к ближнему. Именно за это крестьяне и любили его, странствующего проповедника со Священным Писанием в руках.

Родился Г.С.Сковорода в 1722 году в небогатой казацкой семье на Полтавщине. С успехом прошел высшие курсы пиитики (то есть поэтики), риторики, философии и богословия в Киеве, а в 1750 году отправился в Венгрию в миссию генерала Вишневского, где был дьяконом в церкви г.Пешта. Вернувшись через год в Украину, преподавал в Переяславской коллегии, затем с 1759 года был приглашен на должность профессора пиитики в Харькове. Здесь к нему относились с уважением, но отношения обострились, когда Сковорода в резких выражениях отказался постричься в монахи, чтобы «стать столпом церкви и украшением монастыря». «Эх, преподобные! – отпарировал Григорий Саввич. – Не хочу собой увеличивать столпотворение! Достаточно и вас, столпов неотесанных, в храме Господнем».

В 1769 году оставил должность в Харьковском университете и до самой смерти больше не связывал себя никакими официальными должностями, проводя жизнь странствующего учителя-проповедника.

Вот как описал его жизнь М.С.Грушевский: «Пешком ходил он от села к селу, от двора к двору, в обществе пса, не имея другого богатства, кроме нескольких книг, – между ними еврейскую Библию, с которой никогда не разлучался. Посещал приятелей, которых очень любил и ценил, считая друзей самым высоким утешением и счастьем в жизни. Имел их и среди духовенства, и среди помещиков и простых людей. Останавливался в крестьянских или казацких домах, во дворах помещиков, но обычно не жил с панами, а чаще всего – на пасеке, любимом месте проживания. Разговаривал радостно, искренне и весело. На память оставлял написанные собственной рукой песни и произведения. Утешался музыкой, которую очень любил».

Сковорода сочинил немало духовных песен, положивши на музыку некоторые псалмы и стихи Писания. «Их музыка полна гармонии, простой, но величественной: она проникает, захватывает, сокрушает». Так писал о псалмах Григория Саввича его биограф М.И.Ковалинский.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬГРИГОРИЯ САВВИЧА

БЫЛА СИЛЬНЕЙШИМ АРГУМЕНТОМ ЕГО ПРОПОВЕДЕЙ

Известный писатель и моралист Лев Толстой так однажды высказался по поводу Сковороды: «Его жизнеописание, возможно, еще лучше его произведений!». Действительно, собственная жизнь была сильнейшим аргументом всего, что проповедовал и чему учил Григорий Саввич. Своей жизнью он воплотил и продемонстрировал свой идеал нетрудного и всем доступного счастья, и только в свете этого приобретают значимость достаточно сложные, нередко тяжелые и туманные его философские размышления. Биограф и ученик Сковороды М.И. Ковалинский так описывал образ его жизни: «Свободный от какого-то принуждения, амбиций и суеты, он находил осуществление своих желаний в их ограниченности, стараясь уменьшать свои потребности, а не расширять их. Когда Солнце, взошедши на небе, давало щедрую пищу его чувствам, Григорий Саввич говорил с хорошим настроем: «Благодарение Богу, что нужное сделал нетрудным, а трудное – ненужным!». Полночь он обычно посвящал молитве и, собирая свои мысли, восклицал: «Встаньте, ленивые и опущенные вниз мысли моего разума! Поднимитесь и вознеситесь на гору вечности!». Такой был образ его жизни. «Что я делаю? – писал он своему другу. – Учусь благодарности – это мое дело! Учусь быть довольным всем, что Промыслом Божьим дано мне в жизни».

Очень высоко ценя Библию как Книгу книг, Сковорода был сторонником ее аллегорического, духовного толкования. В этом толковании он следует за раннехристианскими символистами Александрийской школы (Оригеном, Климентом), произведения которых очень любил. При всем этом ценил также труды Платона, Цицерона и Плутарха и даже делал их переводы. Видимая увлеченность небиблейскими авторами, однако, не нарушила систему ценностей и приоритетов Григория Саввича. Он никогда не позволял себе ставить человеческие произведения на один уровень со Словом Бога.

М.Грушевский пишет о том, что перед самой своей смертью Сковорода прошел большое расстояние, чтобы проведать одного из приятелей. В день смерти в большой компании живо и остроумно рассказывал разные события своей жизни, потом замолк и посерьезнел и, вышедши на природу, начал копать себе могилу. К ужину уже не вышел, оделся в чистую рубашку и, положив под голову пачку своих записей, заснул навеки.

На могильном камне, согласно его завещанию, были выбиты такие слова: «Мир ловил меня, но не поймал». Это было настоящим резюме его жизни.

Труд его не был тщетен перед Господом. Столько библейских истин посеял Григорий Сковорода в сердцах украинских крестьян и проповедовал им такую любовь к Богу и Божьему Слову, что неосознанно (а может быть, как раз и сознательно) подготовил почву для будущих евангельских движений – молокан, баптистов, пятидесятников. Его идеи, его стремления, его откровения близки каждому христианину. Красивые стихи Григория Саввича логично завершат эту статью:

Что есмь я, наконец?

Я храмом Божьим слыть,

И камнем, и жрецом,

И жертвой должен быть.

В нас сердце есть алтарь,

А воля – жертва есть.

Священник в нас – душа,

Чтоб волю в дар принесть.


Copyright © «LOL.Poltava.ua» - 2008